Повестка дня общего собрания собственников:

  1. Выбор Председателя и Секретаря собрания
    (Председатель проводит собрание, отвечает на вопросы, либо даёт слово тому, кто докладывает по отдельным пунктам, секретарь ведёт запись озвученных тезисов и принимаемых решений. Избираются в пределах одного собрания на срок его проведения).
  2. Выбор членов Счётной комиссии
    (Счётная комиссия собирает голоса, подаваемые в виде письменных решений, и подсчитывает достаточность кворума. В счётную комиссию могут по желанию входить любые лица, не являющиеся собственниками помещений в доме (наблюдатели, консультанты).
  3. Выбор способа управления многоквартирным домом
    (вариантов два: управление посредством Управляющей организации, либо посредством создания Товарищества Собственников Недвижимости (ранее называлось ТСЖ), как некоммерческой организации, принадлежащей собственникам. После решения о создании ТСН может подписать договор с эксплуатирующей организацией на техническую эксплуатацию дома, либо организовать эту деятельность самостоятельно).
  4. Выборы состава Совета дома
    (обычно в Совет входят активные и неравнодушные жильцы, которые реально готовы заниматься контролем выполняемых работ, проверкой и подписанием документов в ходе эксплуатации дома, направлять необходимые заявления в различные инстанции, получать документы и выписки и затем передавать их на рассмотрение собственников. Деятельность Совета регламентирована ст. 161.1 ЖК РФ).
  5. Выборы Председателя Совета дома
    (Председатель уполномочен от имени всех собственников вести переговоры и подписывать документы, связанные с управлением многоквартирным домом. Деятельность Председателя регламентирована ч.8 ст. 161.1 ЖК РФ).
  6. Выбор Администратора общих собраний собственников
    (Администратор (эта функция введена ст.47.1 ЖК РФ) занимается организацией оповещения собственников о проведении собрания, а также обработкой результатов голосования в электронной форме. Использование электронной системы для голосования и признание таких голосов действующими требует отдельного определения системы или множества систем, в которых можно голосовать. Использование ГИС ЖКХ для этой цели требует регистрации на портале Государственных Услуг у каждого из участников, причём регистрационная учётная запись должна быть подтверждена предъявлением оригинала документа в Центр Обслуживания. У системы СКВЕР регистрация происходит на основании индивидуального кода доступа, выдаваемого каждому собственнику, а голосование в системе подтверждается бумажным бюллетенем. Законом не требуется, чтобы Администратор был именно собственником в доме, им может быть любое физическое или юридическое лицо.)
  7. Выбор Управляющей организации
    (даже если создаётся ТСЖ, всё равно как минимум на период перехода на полное самоуправление определяется управляющая организация. Можно оставить действующую, которая сейчас управляет домом, можно сменить на другую, которая представляет свой план — как она будет управлять домом в имеющихся условиях и бюджете. Сейчас этот бюджет ограничен планово-нормативной ставкой, ежегодно утверждаемой Правительством Москвы. На начало 2017 года она составляет 26,5 руб. за м² общей площади дома, которую можно уточнить в материалах для подготовки к собранию). Решением общего собрания она может быть как понижена (на уровне условий договора с управляющей организацией), так и повышена (например, с целью сбора средств для каких-либо целевых нужд).
  8. Определение срока, на который будет заключаться Договор управления
  9. Подписание договора управления от имени собственников
  10. Выбор способа уведомления собственников МКД о проведении последующих собраний
    (доступные варианты в порядке повышения себестоимости:

    1. Размещение в подъездах многоквартирного дома соответствующих объявлений
    2. Оповещение каждого собственника, оставившего свои контактные данные, о собрании и материалах для него через средства связи: электронную почту или СМС.
    3. Оповещение каждого собственника, постоянно проживающего в доме, посредством поквартирного обхода с росписью в журнале.
    4. Оповещение собственников почтовыми уведомлениями по адресу фактического проживания (если таковой адрес известен), либо уведомлением в почтовые ящики в доме (наиболее странный и бесполезный способ потратить кучу денег впустую на почтовые расходы).
  11. Выбор места размещения сообщений о проведении общих собраний собственников помещений и их решениях
    (обязательное по закону условие. Можно размещать бумажное уведомление на информационных стендах в подъезде, на дверях при выходе из дома, а электронные копии документов на соответствующих интернет-сайтах. В Москве таким сайтом является портал «Дома Москвы», но у него не предусмотрена возможность рассылки сообщений об изменениях. Есть сайт SobDoma.Ru, создатели которого обещают регулярно размещать и актуализировать информацию о собраниях по обращению инициаторов, а также рассылать уведомления через электронные системы и средства связи. В ГИС ЖКХ такая функция предусмотрена законом, однако в промышленную эксплуатацию эта система в Москве войдёт не ранее 2019 года (во всей остальной стране обещано 1 июля 2017 года). Использовать можно хоть все варианты, для каждого собственника это индивидуальный выбор в ходе собрания.)
  12. Выбор места хранения протоколов общего собрания
    (протокол является документом, подделка которого преследуется по закону. Электронная копия протокола подлежит обязательной публикации в общедоступных интернет-системах (на порталах «Дома Москвы» и федеральном портале «Реформа ЖКХ». Бумажный оригинал хранится либо у председателя Совета многоквартирного дома (и должен предъявляться по первому требованию), либо в Управляющей организации, где предусмотрена ответственность должностных лиц за его утрату. Можно сделать несколько экземпляров протокола, имеющих равную юридическую силу, и хранить в нескольких местах. Копия протокола направляется в Жилищную Инспекцию вместе с электронной копией подписных листов, которые, в отличие от протокола, публикации не подлежат.)

Индивидуальные вопросы к собранию, которые можно включить в повестку дня:

  • Ограждение придомовой территории шлагбаумами

Регламентировано постановлением Правительства Москвы №428-ПП. Относится к вопросам эксплуатации земельного участка многоквартирного дома (п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ), соответственно, требует решения 2/3 голосов (66,67% собственников). Для решения не требуется постановка земельного участка на кадастровый учёт, однако его необходимо согласовать с муниципальными депутатами для получения разрешения (и определения, не нарушает ли установка законных прав иных собственников в соседних домах). К заявлению на установку шлагбаума прикладывается схема его размещения, конструктивное описание и стоимость. Шлагбаум и его конструктивные принадлежности являются общедомовым имуществом, соответственно, правила его эксплуатации также утверждаются общим собранием.

  • Эксплуатация общедомового имущества третьими лицами и организациями

К этому вопросу осмысленно относить любые ситуации, когда кто-либо посторонний хочет на законных основаниях использовать что-либо, принадлежащее собственникам: стены, крышу, чердачные и подвальные/цокольные помещения, которые не были изначально определены как жилые или административные (нежилые) при строительстве дома, парковочные места во дворе и даже кабельные каналы в подъездах. Вся эта эксплуатация, если она направлена на извлечение прибыли (реклама или оказание услуг населению/организациям), предусматривает компенсацию за неё в фонд содержания и ремонта многоквартирного дома. На эти средства можно делать ремонты, улучшать условия в общем имуществе (делать текущий ремонт или замену), и даже снижать коммунальные платежи.

  • Конструктивные изменения в доме (достройка, проделывание отдельных входов, перенос коммуникаций и т.п.)

Всегда должны быть согласованы с общим собранием собственников, с предоставлением проектной документации и заключения технической экспертизы о том, что такие изменения не нанесут ущерба дому в целом и каждому конкретному помещению в частности.

  • Программа реновации жилого фонда, предусматривающая возможность сноса дома и переселения

Относится к решениям о реконструкции многоквартирного дома, п.2.1 ст.44 ЖК РФ. Требует принятия решения квалифицированным большинством — 2/3 голосов (66,67% собственников). По результатам общего решения дальнейшие варианты обмена и реконструкции дома в целом происходят в индивидуальном порядке с каждым собственником, на основании кадастровой стоимости жилья и соответствующих вариантов равнозначного обмена. В данный момент оговорки «равнозначного, но не менее, чем равноценного» в законопроекте не предусмотрено. С кадастровой стоимостью своего жилья можно ознакомиться на сайте РосРеестра или прямо в реестре собственников для проведения собрания. Важно понимать, что ценность жилья определяется не только кадастровой оценкой, но и множеством других факторов, например, стоимостью земельного участка, на котором расположен дом. Её можно посчитать, взяв среднюю кадастровую оценку метра земли на любом близлежащем участке, умножив на площадь земельного участка, установленного планом межевания территории (определением его границ), разделив на общую площадь помещений в многоквартирном доме и умножив на площадь помещения в собственности. Для взвешенного торга с застройщиком необходимо, чтобы земельный участок многоквартирного дома был поставлен на кадастровый учёт (зарегистрирован в законном порядке как общедомовое имущество). Однако стоимость работы кадастровых инженеров по отношению к прибыли от оформления собственности ничтожна, но для отдельных граждан неподъёмна. Поэтому решением собственников следует принять модель определения источника финансирования постановки земельного участка на кадастровый учёт.

Формулировки для протокола:

  • Отказаться от включения дома в программу реновации территории города Москвы
    • Направить уведомление о категорическом отказе в профильные департаменты и учреждения.
    • Организовать работу по постановке земельного участка многоквартирного дома на кадастровый учёт
    • Провести внутридомовой / квартальный конкурс подрядчиков среди кадастровых инженеров
    • Организовать сбор средств собственников для финансирования постановки ЗУ на учёт с дальнейшей регистрацией долевых прав на общедомовое имущество.
  • Рассмотреть возможные варианты реализации программы реновации территории города Москвы применительно к многоквартирному дому.
    • Подать заявку о возможности включения дома в программу
    • Определить приемлемые условия и варианты переселения при сносе и реконструкции
    • Потребовать предоставления равнозначных, но не менее, чем равноценных условий для подменного фонда, на основании кадастровой стоимости жилья и ориентировочной кадастровой стоимости земельного участка МКД.
    • Рассмотреть возможность временного расселения в подменный фонд на период строительства дома, с дальнейшим возвратом в дом, построенный на существующем земельном участке.