Как собрать мнение двух третей или хотя бы половины соседей по таким непростым вопросам, как #капремонт / #реновация / #шлагбаум / #ТСЖ / #Жилищник / #квартплата / текущий #ремонт, при этом не нарушить случайно какие-нибудь законы РФ и не сорвать глотку на очном собрании?

На самом деле это довольно просто. Надо лишь ответить себе на несколько простых вопросов и задействовать готовые технологии.
  • Первый вопрос: нужно ли для решения задачи Общее Собрание Собственников, или проблема лечится заявлением в соответствующую структуру? Обычно это понимание возникает, когда вы уже отправили заявление и вам в рамках 59-ФЗ прислали отписку.
  • Второй вопрос: если Общее Собрание необходимо, многие ли собственники в вашем доме фактически проживают, а не просто владеют квартирами? Многие квартиры сдают, многие оформляют квартиру на себя, а живут дети или, наоборот, родители. Примерное представление ответа на этот вопрос определит, какое собрание осмысленно в вашем случае — очное или заочное. В Москве проводить очные собрания попросту бесполезно, а в регионах иногда именно так все вопросы и решаются.
  • Третий вопрос: какой процент собственников в вашем доме пользуется интернетом и телефоном, а какой придётся строго бумажками обрабатывать? И бабушки бывают продвинутее многих в ИТ, и люди средних лет могут вообще не знать, как подходить к компьютеру (там бухло и телевизор как базовые ценности), и молодёжи можно обрассылаться сообщений — они их не читают, им плевать. Так что единственный способ для внятного собрания — комбинирование всех технологий работы с людьми в единую систему.
 

Именно такую систему мы и разработали в АИС СобДома.РФ — http://sobdoma.ru.

Всё начинается с уточнённого реестра собственников по адресу. Люди квартиры продают, покупают, получают в наследство, передают друг другу по договорам и увы, не всегда оформляют эти сделки в соответствии с требованиями закона. Поэтому даже если у вас где-то есть какой-то список собственников, составленный и выданный кем-то невесть когда, его необходимо актуализировать.

Для этого используется специальный формат документа — «Имущественный паспорт». В нём видно, какие помещения существуют в принципе в доме, какие у них площади, оформлены ли на них какие-либо права, и если да — то когда. И его довольно просто и быстро обновить, если за несколько месяцев информация изменилась.

По данным имущественного паспорта первый раз заказываются выписки ЕГРН по каждой квартире. Все документы, полученные до 1 января 2017 года, уже не являются однозначным подтверждением действия прав собственности — только актуальная выписка ФГИС ЕГРН со сроком действия две недели. Но если с момента прошлого заказа сведения не менялись, то повторно её заказывать не имеет смысла.

Вы можете заказать выписки самостоятельно, и получите огромную кучу файлов, которые будете вручную поштучно запрашивать, скачивать, распаковывать и поштучно конвертировать в человекочитаемый вид, затем распечатывать, и вручную переписывать в реестр. Этот путь для очень неленивых и квази-экономных, потому что всю эту ерунду следует делегировать компьютерной программе, стоящей пренебрежимо малых денег для одного дома, но невероятно дорогой в разработке. Мы в СобДома.РФ такую программу уже создали, и результаты её использования вы получаете в комплекте документов к собранию.

Результат обработки выписок — «Реестр собственников многоквартирного дома», в котором кроме номеров и дат документов ещё и внимательно посчитано количество голосов у КАЖДОГО собственника. Учтены все требования законодательства, объединены все нюансы вида «эта дама владеет тремя квартирами на разных этажах», «этот парень купил две квартиры рядом и снёс стенку между ними, и теперь может заходить через оба подъезда», «у этого товарища одна квартира и пять машиномест» и т.п. С таким реестром вам не страшен ни один суд — все методики указаны прямо в документе, и ваша правота легко доказывается по официальным документам.

Но и это ещё не всё. Для подготовки к собранию вы получаете личный доступ к специальной системе для поквартирного обхода. Это специальная веб-система с очень удобными и понятными сортировками, подготовленная для печати, в которой вы собираете телефоны, е-мейлы и любую другую информацию при общении с вашими соседями. Там вы можете сначала вписать контакты тех, кто вам уже знаком, затем распечатать оставшихся с разбивкой по подъездам и пройтись по квартирам, собирая недостающие данные. Печатная версия — подписной лист, где ваши соседи сразу расписываются и за оповещение о проведении собрания, и за согласие на обработку персональных данных. Первый раз вы этот лист заполняете, второй и последующие — остались единицы «незнакомцев», и их вы уведомляете почтовым отправлением.

Затем вам нужно сформировать и обсудить с соседями повестку дня. Вы можете делать это в чатиках типа WhatsApp и Telegram, на форумах и в комментариях вКонтакте или в Фейсбуке, можете воспользоваться нашей удобной системой СКВЕР, где эта функция специально продумывалась профессионалами, а можете использовать все перечисленные варианты и ещё обсудить это с бабушками в подъезде или на лавочке. Главное и самое важное — повестка должна быть сформулирована так, чтобы в неё не надо было вносить корректировки после оповещения, по закону это невозможно.

Следующая задача — оповестить всех собственников о всех деталях вашего собрания. Всем, чьи телефоны и емейлы вы собрали, придёт СМС и письмо — не придётся никуда бегать, вы просто нажимаете одну кнопку. Остальным надо сформировать уведомление и отправить его заказным письмом. Вы можете заняться этим сами: купить бумагу и конверты или открытки, заполнить всё вручную каллиграфическим почерком, отнести на почту, постоять в очереди, и дальше полчаса ждать у окошка, пока вам выдадут чеки — их надо прикладывать к протоколу в подтверждение, что вы уведомили всех, никого не обидели. А можете делегировать системе — и эту работу выполнят наши специалисты с использованием разработанных технологий и приобретённого оборудования.

Затем вы проводите само собрание — в очной, заочной или совмещённой форме. Те, кто хочет проголосовать через интернет, на первом собрании делают это через подтверждение распечаткой: сначала вносят свои данные и документы, удостоверяющие личность, затем отмечают свои решения, распечатывают результат, ставят подпись, фотографируют и присылают вам. В инспекции можно сдавать такие фотокопии — никто не вправе докопаться. Последующие собрания могут полностью проводиться через интернет, если вы приняли такое решение на первом собрании.

И по результатам голосования вам нужен ПРОТОКОЛ. Нужно посчитать количество голосов по каждому вопросу (ЗА / ПРОТИВ / ВОЗДЕРЖАЛСЯ), удостовериться в наличии кворума (>50%, или 5001 голос по нашим стандартам), и затем определить, достаточно ли голосов для принятия решения: есть вопросы, по которым достаточно 2600+ голосов при наличии кворума (простое большинство), есть такие, где нужно не менее половины площадей с запасом (5100+ голосов), есть определённый список вопросов, по которым законодательно установлено более 6667 голосов (2/3). Ошибки при подсчёте и фальсификации уголовно наказуемы как подделка документов, так что это очень ответственный момент, и его тоже стоит доверить профессионалам из СобДома.РФ.

По итогу вы направляете ваш протокол в соответствующие инстанции — по закону обязательно отправить его в вашу управляющую организацию и в орган ГосЖилИнспекции вашего региона. Первые обязаны его опубликовать на регламентных порталах (ссылки на них справа от карточки вашего дома в СобДома.РФ), вторые обязаны хранить ваш протокол со всеми решениями и проводить проверки, если что-то пошло не так. Но самое главное — вы с соседями уже договорились и перезнакомились между собой, и последующие собрания будут проходить легко и быстро, можете хоть каждый месяц собираться и жарить шашлыки 😉